Подоспела новая статья. Называется "Немцы в Русской Армии". О чем она, думаю, понятно.
Анализируя национальный состав Русской Армии накануне Первой Мировой войны, можно столкнуться с трудностями - до 1912 г. графа "национальность" в служебных документах отсутствовала, и заменялась графой "вероисповедание".
За предшествующий период можно получить лишь информацию о национальном составе генеральского корпуса (на 1903 г. доля генералов из немцев составляла 10,3 %). И лишь в 1912 г. в "Военно-статистическом ежегоднике армии на 1912 г." графа "национальность" уже появилась.
По сведениям из этого ежегодника, из 1299 генералов немцами (правильнее говорить - "германцами", т.к. на самом деле в русском языке под словом "немец" подразумевался не конкретно гражданин Германии, а иностранцы вообще, это касается и поговорки, приведенной в начале статьи) были 61 человек (6,55 %), из 8 340 штаб-офицеров - 212 (3,26 %), из 38 976 обер-офицеров - 878 (2,61 %).
Это те немцы, которые имели неправославное вероисповедание (в основном, лютеране, евангелисты и реформаты). Фактически же немцев было больше, так как немцев, имевших православное вероисповедание, по нормам того времени, причисляли к русским (также как и лиц других национальностей, исповедовавших православие).
Таким образом, в списках российского офицерского корпуса среди русских офицеров можно увидеть Гибера фон Грейфенфельса, графа Граббе, Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфуса, барона фон Медема, барона Фитингофа и многих других. Даже в списках казаков Донского казачьего войска автор с удивлением обнаружил есаула фон Эксе и поручика фон Вик (именно казаков, а не прикомандированных к казачьим частям).